Работы с головкой цилиндров
Для работы с головкой цилиндров потребуется динамометрический ключ и длинный накидной ключ «на 11».
Снятие головки цилиндров
Последовательность работ:
– снимите шланг вентиляции картера;
– снимите шланг от ресивера к карбюратору;
– отсоедините трос привода от карбюратора, центральной форсунки или дроссельной заслонки и снимите опору. Все сместите в сторону. Для облегчения сборки вставьте запорную скобу в свой паз;
– снимите упругие зажимы пластмассовой крышки зубчатого ремня;
– отверните гайки крепления крышки;
– снимите прижимные шайбы и пластины. Снимите заднюю часть пластмассовой крышки ремня;
– не оставляйте детали рядом с открытой головкой цилиндров;
– металлическую крышку немного приподнимите и отверните гайку с внутренним шестигранником с правой стороны в передней части двигателя;
– осторожно снимите металлическую крышку. Если это не удается, то обстучите крышку ручкой молотка;
– снимите щиток;
– при сборке усановите новые прокладки.
Снятие распределительного вала
Двигатели с гидротолкателями имеют четырехопорный распределительный вал. Здесь не приводится порядок работы с 4-й крышкой опоры распределительного вала.
Последовательность работ:
– снимите:
у двигателя с карбюратором корпус воздушного фильтра;
у двигателя с системой впрыска крышку воздушного фильтра, всасывающий шланг и патрубок;
– установите поршень 1-го цилиндра в положение, соответствующее моменту зажигания;
– снимите верхнюю крышку ремня;
– снимите крышку головки цилиндров и щиток;
– снимите зубчатый ремень, как описано в разделе «Регулировка натяжения зубчатого ремня»;
Рис. 31. Привод клапанов: 1 — нижняя тарелка клапанной пружины; 2 — выпускной клапан; 3 — впускной клапан; 4 — сальник клапана; 5 — внутренняя пружина; 6 — наружная пружина; 7 — верхняя тарелка клапанной пружины; 8 — сухари; 9 — чашечный толкатель; 10 — регулировочная пластина; 11 — гидравлический толкатель; 12 — распределительный вал |
– если распределительный вал (рис. 31) будете заменять, то отверните шкив. Острым стержнем вытащите из распределительного вала шпонку приводного шкива;
– снимите 1-ю крышку опоры распределительного вала (расположена справа по направлению движения) потом 3 и 4;
– гайки на 2- и 5-й крышках ослабьте крест-накрест;
– снимите распределительный вал с сальником;
– при установке распределительного вала кулачки 1-го цилиндра должны смотреть вверх;
– крышки опор распределительного вала устанавливайте строго на свое место. Сначала затяните моментом 20 Н·м крест-накрест крышки 2- и 5-й опор, потом установите 1, 3 и 4-ю крышки;
ПРИМЕЧАНИЕ Если на двигатель с чашечными толкателями устанавливается новый распределительный вал, то после установки вала, перед проведением дальнейших работ, необходимо отрегулировать клапанный зазор. |
– выставьте фазы газораспределения.
Снятие чашечных толкателей
Последовательность работ:
– снимите распределительный вал;
– пронумеруйте толкатели, чтобы при сборке установить их на прежнее место;
– выньте толкатели.
Проверка гидравлических толкателей
Если на горячем двигателе шумит газораспределительный механизм, то необходимо проверить гидравлические толкатели. Они не регулируются. Дефектные или шумные толкатели заменяют.
Последовательность работ:
– для проверки необходимо нагреть двигатель. Дайте двигателю поработать, пока не сработает вентилятор системы охлаждения;
– потом дайте двигателю поработать около 2 мин на повышенных оборотах (2500 мин–1);
– если газораспределительный механизм продолжает шуметь, то выключите двигатель и снимите крышку головки цилиндров;
– установите поршень проверяемого цилиндра в ВМТ (кулачки распределительного вала проверяемого цилиндра должны смотреть вверх);
Рис. 32. Для проверки гидравлических толкателей утопите с помощью деревянного или пластмассового бруска (1) свободный гидравлический толкатель (2). Не используйте металлический инструмент! Он может поцарапать гидравлический толкатель |
– утопите гидравлические толкатели с помощью деревянного или пластмассового бруска (рис. 32);
– если вы почувствовали люфт до момента открытия клапана, то гидравлический толкатель подлежит замене.
ПРИМЕЧАНИЕ Гидравлические толкатели могут греметь и из-за пробитой прокладки головки цилиндров, когда газы из цилиндра попадают в каналы системы смазки. |
Демонтаж гидравлических толкателей
Последовательность работ:
– снимите распределительный вал;
– пронумеруйте толкатели и вытащите их;
– гидравлические толкатели поверхностью, обращенной к кулачку, установите на чистую площадку;
– при монтаже смажьте плоскость гидравлического толкателя, обращенную к кулачку;
– после монтажа нового или старого гидравлического толкателя двигатель можно запускать только через 30 мин;
– если не сделать эту выдержку, то при первом обороте коленчатого вала соответствующий клапан может встретиться с поршнем.
Снятие головки цилиндров
Для выполнения этой работы нужно разъединить выпускную трубу и выпускной коллектор. Коллектор и труба соединяются с помощью упругих скоб, для монтажа и демонтажа которых нужен специальный инструмент. Если его нет, то можно отвернуть выпускной коллектор. Здесь тоже могут появиться проблемы — при отворачивании могут свернуться шпильки.
Последовательность работ:
– снимите провод с отрицательной клеммы аккумуляторной батареи;
– снимите воздушный фильтр или систему забора воздуха. Отверните всасывающие патрубки и снимите вместе со шлангом;
– закройте входное отверстие карбюратора чистой тряпкой;
– слейте охлаждающую жидкость;
– снимите шланги системы охлаждения с головки цилиндров;
– отсоедините штекер от распределителя, снимите крышку распределителя вместе с высоковольтными проводами;
– вытащите трос привода карбюратора или системы впрыска из опоры, запорную скобу вставьте в прежнюю канавку, чтобы заново не регулировать длину троса;
– отсоедините прочие электрические провода от головки цилиндров, карбюратора или системы впрыска и впускной трубы;
– отсоедините топливные шланги от карбюратора;
– отсоедините напорный и сливной трубопроводы от центральной форсунки;
– в системах впрыска KE-Jetronic и КА-Jetronic трубопроводы от форсунок не отсоединять. Форсунки вытащить с помощью цанги или клещей;
– снимите электрический разъем с пусковой форсунки. Выверните форсунку и отложите, не отсоединяя топливный шланг;
– снимите соединительный рукав между воздушным фильтром или расходомером и корпусом дроссельной заслонки;
– снимите вакуумные шланги от карбюратора системы впрыска или корпуса дроссельной заслонки;
– снимите шланг подогрева поступающего воздуха с выпускного коллектора;
– разъедините выпускную трубу и выпускной коллектор;
– снимите крышу зубчатого ремня;
– ослабьте зубчатый ремень и снимите его со шкива распределительного вала;
– снимите крышку головки цилиндров;
– отверните болты крепления головки цилиндров в порядке, обратном монтажу. Двигатель должен быть холодным. На горячем двигателе можно покоробить головку цилиндров;
– снимите с головки цилиндров впускной и выпускной коллектор. Легкое постукивание пластмассовым молотком поможет снять их;
– снимите все прокладки головки цилиндров.
Проверка головки цилиндров
Соединяемые поверхности головки и блока цилиндров должны быть чистыми и без остатков уплотнительного материала. Не поцарапайте твердым инструментом мягкую поверхность головки. Риски впоследствии могут стать причиной негерметичности головки.
Последовательность работ:
– проверьте наличие трещин между седлами клапанов или между седлом и свечным отверстием. Допускаются небольшие трещинки, шириной до 0,5 мм или повреждения первого витка резьбы;
– проверьте коробление головки цилиндров, особенно если прокладка была повреждена из-за перегрева;
– приложите длинную металлическую линейку или длинный стальной угольник к чистой поверхности головки цилиндров со стороны камер сгорания;
– с помощью щупа проверьте плоскостность головки цилиндров. Отклонения от плоскостности не более 0,1 мм. В противном случае головку нужно прошлифовать.
Монтаж головки цилиндров
Последовательность работ:
– резьба на болтах головки цилиндров и в блоке цилиндров должна быть неповрежденной, чистой, иначе невозможно обеспечить требуемый момент затяжки;
– не допускается наличие масла или воды в отверстиях под болты в блоке цилиндров;
– установите поршни в среднее положение между ВМТ и НМТ;
– положите на блок цилиндров прокладку. Надпись «верх» должна быть обращена к головке цилиндров;
– установите головку цилиндров. Для этого в автосервисе заворачивают в отверстия в блоке цилиндров две направляющие № 8 и 10;
– в блоке цилиндров уже имеются центрирующие штифты для прокладки;
– можно применить два металлических стержня такого же диаметра, как и болты головки цилиндров. Без центровки головка цилиндров и прокладка при сборке скользят друг относительно друга;
Рис. 33. Порядок затяжки болтов крепления головки цилиндров. Стрелкой показано направление движения автомобиля |
– болты головки цилиндров заворачивайте в следующей последовательности (рис. 33):
1-й этап — момент затяжки — 40 Н·м,
2-й этап — момент затяжки — 60 Н·м,
С помощью большого ключа доворачивают болт на 180° за один раз. Подтягивать болты в дальнейшем не требуется;
– выставьте фазы газораспределения и отрегулируйте зажигание.
ПРИМЕЧАНИЕ Если головку цилиндров снимали из-за негерметичности, то нужно обязательно заменить охлаждающую жидкость. Это же нужно сделать и при установке подержанной головки цилиндров. |
Koнтакт
+38 096 515 83 32
+38 099 076 40 73 Viber mari1986na@ukr.net